” Создания руки, резцом вооруженной” …Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века» – выставка под таким названием открылась 26 февраля 2016 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа.
Она знакомит с великолепными скульптурными произведениями, украшавшими покои императорских и великокняжеских дворцов, личные комнаты петербуржцев. Акварели дворцовых интерьеров с изображениями этих скульптурных работ, созданные художниками XIX столетия, являются неотъемлемой частью экспозиции. Эта выставка «очень эрмитажная, потому что это эрмитажная коллекция, это результат долгой работы по представлению этой коллекции. Эрмитажная, потому что это вдохновение Николая I, который любил такую скульптуру и собирал ее», - отметил, открывая экспозицию, Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. Всего в ее составе представлено свыше 70 произведений.
Скульптура все чаще использовалась в убранстве личных покоев императорских и великокняжеских дворцов, частных домов с начала XIX века. Портретные бюсты и статуи, группы на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в самых разных материалах, мелкая бронзовая пластика украшали гостиные, кабинеты, библиотеки, зимние сады. Скульптура постепенно превратилась в неотъемлемую часть изысканного петербургского интерьера. По своему художественному уровню многие из этих мраморных статуй и групп не уступали экспонатам, выставленным в то время в Императорском Эрмитаже, но были известны лишь узкому кругу жителей русской столицы. Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставка предлагает «рассуждать о том, как этим скульптурам сегодня идут новые интерьеры. Те интерьеры - это искусство в быту, а наши интерьеры – это искусство в музее».
Помимо работ самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма - Антонио Кановы (1757-1822) и Бертеля Торвальдсена (1770-1844) - во дворцах Петербурга хранились произведения их талантливых учеников и последователей: Пьетро Тенерани (1789-1869) и Луиджи Бьенеме (1795-1878), Ринальдо Ринальди (1793-1873) и Джона Гибсона (1790-1866), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857) и Эмиля Вольфа (1802-1879), Бориса Орловского (1797-1837), Александра Логановского (1812-1855) и многих других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века.
Увидеть утраченные или недоступные интерьеры, а также судить о количестве и разнообразии скульптуры и о вариантах ее размещения в интерьерах XIX века сегодня возможно благодаря акварелям Эдуарда Гау, Константина Ухтомского, Луиджи Премацци, Ивана Вольского и Жюля Мейблюма, запечатлевших покои дворцов и особняков Санкт-Петербурга.
Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «”СОЗДАНИЯ РУКИ, РЕЗЦОМ ВООРУЖЕННОЙ…” СКУЛЬПТУРА В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДВОРЦОВ XIX ВЕКА». (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год).