25 ноября 2017 года в Музее Фаберже откроется выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса».
Всего на выставке будет представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера.
Зритель впервые увидит уникальную коллекцию живописи ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранную их современником и покровителем Йонасом Неттером. На выставке будут представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса.
В начале 20 века Монпарнас стал местом паломничества художников и поэтов, там процветали свободное искусство, свободная жизнь, свободная любовь.
Илья Эренбург очень хорошо описал обстановку, царящую в многочисленных кафе на Монпарнасе: «С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись. Под конец кто-нибудь обязательно напивался, и его выставляли вон».
Но богемная жизнь не была такой безоблачной и беззаботной, какой казалась. Многие начинающие художники жили в бедности, их картины не воспринимались публикой и практически не покупались. Модильяни получил прозвище Моди, не только из-за фамилии, прозвище было очень созвучно слову «проклятый» (фр. maudit) и стало именем нарицательным для художников его круга, чья жизнь была полна проблем, испытаний и лишений.
Первым постоянным покупателем работ многих художников из окружения Модильяни стал Йонас Неттер, предприниматель и любитель живописи. Неттер знакомится в 1915 году в Париже с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским и начинает работать на Неттера. Опираясь на финансовую поддержку Неттера, Зборовский практически заключал контракты с художниками, на основании которых он платил им жалованье, давал деньги на расходы: аренду мастерских, закупку материалов и прочее, но за это они получали все созданные художником полотна. Тогда же Зборовский и Неттер заключают соглашение с Модильяни. С 1915 ежемесячная сумма, выплачиваемая художнику, выросла больше, чем в три раза, достигнув в 1919 году 1000 франков. Такие же соглашения были заключены с Андре Дереном, М. Кислингом, С.Валадон, Сутиным, Утрилло.
В 1946 году Йонас Неттер умирает. Он оставляет бесценную коллекцию работ художников первой половины XX века своей семье. Более 70 лет она была практически недоступна для зрителя и только в последнее время ее стали показывать.
Шедевры коллекции — это прежде всего портреты, созданные Амедео Модильяни за его недолгую жизнь. Среди них два портрета художницы Жанны Эбютерн, с которой художник познакомился в 1917 году. История этой любви, запечатленная в портретах, стала одной из самых романтических в истории искусства начала ХХ века и закончилась в духе времени, - девушка покончила с собой на следующий день после смерти художника в 1920 году, в возрасте 21 года, оставив их общую дочь сиротой. Модильяни создал более 20 портретов Жанны.
Не менее известен другой художник Хаим Сутин. Он был близкий друг Модильяни, выходец из России, живший в чрезвычайной бедности. Неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный Хаим Сутин воплотил в живописи свой мятущийся характер, создав некую свою разновидность экспрессионизма. Сутин считал себя преемником старых мастеров и утверждал, что мотив изображения туш животных был подсказан ему картиной Рембрандта «Туша быка». Версия картины Сутина насписана с натуры, он купил тушу на скотобойне и повесил ее в своей мастерской. Художник работал медленно, а вонь стала настолько невыносимой, что соседи пожаловались в соответствующие службы. Чтобы завершить картину пришлось обработать тушу быка формалином. Через несколько дней сухое мясо утратило яркий цвет и Сутин получил на той же скотобойне ведро свежей крови. Бык, вымазанный кровью, «стал еще красивее, чем когда-либо», заявил тогда Сутин.
Картина Мориса Утрилло представляет собой серию пейзажей, связанных с лучшим — "белым" — периодом его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери, Сюзанн Валадон, чьи работы также можно увидеть на выставке. Здесь стоит сказать, что Сюзанн Валадон в юности была любимой моделью Ренуара и Тулуз-Лотрека. Утрилло стал мастером монохромной живописи, тонкое ощущение тонов городского пейзажа передает ощущение одиночества и меланхолии.
Среди работ Моисея Кислинга представлен портрет коллекционера Йонаса Неттера, с которым они были друзья. Кислинг был настоящей душой Парижа, постоянным посетителем самых известных кафе "Купол"и "Ротонда".
Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге. Куратор выставки Марк Рестеллини — историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни.
Выставка продлится с 25 ноября 2017 года по 25 марта 2018 года. В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-45.